Природа Кубани в легендах. Сценарий и презентация.


Интегрированный  библиотечный урок  
географии и  кубановедения.

Сл.1. Заставка.
Над Кубанскою землей,
После снега, после бури,
Солнце светит, как весной,
Воздух чист, прозрачны дали,
Над Кубанью, над рекой,
Фишт, Оштен, в папахах белых
Породнили нас с тобой,
Край казачий, край Адыгов,
Корни крепко сплетены,
И под этим южным небом
Мы с тобою рождены!

Сл.2. Природа Кубани.



Природа Краснодарского края уникальна. Здесь есть и моря и горы, и равнины, и низменности и горные реки, и озера. Высоко в горах не тает снег, а внизу, под южным солнцем спеет виноград. Наверное, проще сказать, чего нет в Краснодарском крае. Ведь здесь  есть все!

В Краснодарском крае расположен один из крупнейших заповедников России - Кавказский, организованный в 1924 году. В 1983 году он получил статус "Биосферного", и сегодня именуется как Кавказский Государственный Биосферный Заповедник (КГБЗ). Он занимает юго-восточную часть Кубани, и большая его часть находится на северном склоне Главного Кавказского хребта, меньшая - на южном склоне. По территории национального парка проходят десятки туристических маршрутов, многие из которых имеют длительную историю. Они включают посещение Агурских и Ореховских водопадов, горы Ахун, Воронцовских пещер, Ахштырского и Хостинского каньонов.

У реки-Кубани бурное теченье
У реки-Кубани травы все в росе
У реки -Кубани выросла станица
У реки-Кубани ивы, тополя
Я хочу всегда тобой гордиться
Маленькая Родина моя.
         О. Медведева.

Сл.3. Легенды.

Всю любовь к родному краю
Я в легендах повторю!

Легенда — реальные события, которые потом перетерпели многие искажения. Легенды, как правило, были устными рассказами, часто положенными на музыку; передавались легенды из уст в уста, обычно бродячими сказителями. Позднее множество легенд было записано. Поскольку, когда о ком-либо слагали легенды, это означало общественное признание его деяний.
В каждом предании заключается частица народной души, частица истории, и каждое из них помогает  людям заимствовать энергию этих мест, приобщаться к великой силе природы и богатейшему кладу многовековой культуры человечества.

Сл.4.

Ах Адыгея ,Адыгея..
Хранила сказку столько время…

Это не просто сказки, легенды и мифы. Это героический путь адыгского народа от истоков до наших дней, глубокий след его истории.Нет дороже этого сокровища, ибо все великое имеет золотую оправу, которая зовется Историей. Все живое сегодня – это тень от деяний наших предков, ибо если нет корней, нет и плодов! Если нет прошлого – нет настоящего!
Адыги – самоотверженный мудрый народ, и парус их надежды гордо реет, как вершины Эльбруса. Но за свое достойное будущее адыги сражались, и храбрейшие из них погибли в отчаянной схватке за независимость. И мы дорожим их именами как самой святой реликвией! Благодаря черкесским бардам обширный цикл сказаний и песен, созданный нашими предками, сохраняет в памяти народной все выдающиеся моменты многовековой жизни адыгов, возвращает к жизни воистину легендарных героев, магическим национальным колоритом притягивая нас, далеких потомков, к святому прошлому. Адыги относятся к древнейшим народам Кавказа. Их корни уходят к III тысячелетию до нашей эры. Созданная предками адыгов в третьем тысячелетии до н.э. майкопская культура была распространена от северо-западного побережья Черного моря до современных восточных границ Чеченской республики.
В силу своего выгодного естественно-географического расположения Кавказ в прошлом и настоящем остается регионом, где переплетаются экономические и политические , и культурные интересы многочисленных народов. На Кубани существуют множество легенд. А иначе, в таком волшебном месте и быть не может!

Край казачий, край Адыгов,
Корни крепко сплетены,
И под этим южным небом
Мы с тобою рождены!
Море, солнце, горы, степи,
Виноградники стеной,
И садов тугие ветви
Гнуться тяжестью плодов,
Золотой ковер пшеницы
Убран споро в закрома,
И зеленым одеялом
Оземь на поля легла,
Сердце радует и душу
Красота Кавказских гор,
Водопады, скалы, рощи,
Украшают край родной,
И куда-бы не уехал,
В Турцию, или в Китай,
Нет для нас земли роднее,
Чем цветущий отчий край!

Сл.5.

Произведения адыгского фольклора всегда несли в себе мощный мировоззренческий, философский, нравственный заряд, необходимый для своего времени. Они как столпы подпирали гуманитарную надстройку общества – Адыгагъэ. Вот и первая легенда…
Когда-то, давным-давно поссорились адыги и абхазы. Кинжал войны уже обнажился на долине, где должно было произойти неминуемое. Стояли суровые войны адыгов и абхазов, готовые отстоять свою правду и честь. Небо хмурилось, и срывался мелкий дождь, словно природа плакала от наступающей братоубийственной войны. И вот, в последний решающий час вышли старейшины двух свободных народов – хранители традиций и горских легенд. Их приговор был краток и решителен: "Между войнами выходят по сто адыгских и абхазских женщин с новорожденными детьми, и каждая обменивается с другой своим ребёнком". Так был положен конец этой ссоре и сказали старцы, убелённые мудростью века, что "отныне будет течь кровь каждого народа в другом и, что отныне никогда между нашими народами не будет ни войны, ни сор и будем едины всегда, как лезвие кинжала одного!"

Черкесы мы! Двенадцать звёзд дугой
На знамени рассыпались зелёном
И три стрелы хранят земли покой
От века, что прославилась свободной.

Кунаки (у кавказских горцев: друг, приятель.) врагами не бывают: как казаки и адыги научились жить на одной земле.
Куначество — старинный кавказский обычай, согласно которому двое мужчин, принадлежавших к разным родам, племенам или народностям, вступали в настолько тесные дружеские отношения, что эти отношения по своему смыслу близки к кровнородственным отношениям, что делало для них вопросом чести оказывать друг другу помощь и защиту.
Статус горца в понимании казака был выше, чем у иногороднего соотечественника. Экспансия Российской империи на Северо-Западный Кавказ не привела к войне этносов. И казаки, и адыги были вынуждены принимать в ней участие. Одни - на стороне России, верные присяге. Другие - сопротивляясь ей и защищая свою родину. И те, и другие хорошо осознавали это. Потому и не стали врагами.
Для адыгской знати, как и для средневековых европейских рыцарей, военные походы были основным занятием. География походов и набегов была обширна: не только Северо-Западный Кавказ, но и на Астрахань, Волгу, Дон, Крым, Днепр, даже Дунай! Естественно, Российская империя к этому явлению была нетерпима. Казаки же относились с пониманием, как к проявлению удали. «Не проходит года, чтобы горцы по нескольку раз не предпринимали нападения на Екатеринодар, - писал в 1856 году путешественник Николай Филиппов. Гораздо больше в архивах свидетельств другого рода - о «взаимном расположении этносов». Например, в 1859 г. адыги приезжали в Екатеринодар, чтобы выразить благодарность за принятие населения аулов в подданство России. Казаки впитали многие кавказские черты.  Как писал летописец: «Щегольство в одежде состоит в подражании черкесу. Лучшее оружие добывается  от  горца, лучшие лошади покупаются и крадутся у них же». Многие  казаки  имели кунаков среди горцев и гордились этим. Обычным явлением стали смешанные браки.
«Черкешенки не прочь были выходить за русских, а казачьи старшины мечтали о женитьбе на черкесских  княжнах».
Не зря писал великий француз Александр Дюма: "Кавказ есть история богов и людей". Пожалуй, лучше не скажешь…И сейчас вы в этом убедитесь!

Сл.6.

На Кубани и в Адыгее существует множество легенд…
Например  про Гуамское ущелье. Не вынесла смерти возлюбленного юная горянка Гуам , бросилась вниз со скалы в бурные воды Курджипса. В память о ней ущелье стало называться Гуамским. Это одна из многих легенд о Гуамском ущелье. Например, здесь есть ручей желаний, два красивейших водопада Сухой балки, которые когда-то были влюблёнными девушкой и волшебником, и многое другое.
Или Легенда пещеры Азишской…..Когда-то очень давно в этих местах было небольшое, но необычное царство. Оно славилось во всем мире тем, что правитель обладал силой волшебной. Он мог летать по воздуху на чудо-ковре, он мог, неведомо как, на бесплодных камнях выращивать цветы, обладающие целебной силой. Говорили, он мог проникать сквозь толщу земную и доставать драгоценные камни невиданной красоты, а также он владел черным жемчугом, имеющим магическую силу. Равных ему не было в этих краях. Но, как это всегда бывает были и завистники- враги, сердца которых жгла ненависть и зависть. Они хотели узнать его тайны…
   Пещера Нежная тоже имеет свою легенду..Когда-то очень давно жил отшельник, чья волшебная сила сила известна далеко за пределами его владений...В тех горах, где стал жить Аше  был нежно- розовый закат. Поэтому гору назвали «Нежная». Многое ему поведал дух гор и лесов… И помогал Аше всем пришедшим, и уходили они в мир с надеждой на лучшее и с желанием блага всему миру.
Все эти легенды повествуют нам о тех, кто предпочел любить и погибнуть, но не жить без любви. Сердцем мы понимаем, что их жизнь была наполнена смыслом, испытавшие любовь были счастливы. А ведь кто из людей, знавших это чувство, предпочел бы никогда не испытывать его? Особенно в наше время…
 И какими бы ни были легенды Кубани и Адыгеи, посещение этого  кубанского природного разнообразия оставит незабываемое впечатление у каждого человека. Для этого надо беречь нашу природу!

О сколько много дивных мест,
Вобрал в себя сей край..
Поверьте люди – это рай!
Увидеть сверху с дельтаплана…
Скакать на лошадях верхом…
Пройтись по лесу тут пешком…
По речке Белой, рафтинг смелый…
С горы на гору по канату,
Промчаться быстро с ветерком…
До моря тут рукой подать…
Поверишь сразу в РАЙ земной!

Сл.7. Джубга и Инал.
Сл 8

Джубга – имя девушки. И означает оно – Ночная Красавица. В те времена были другие ночи. Никому и в голову не пришло бы то, о чем сейчас мы можем подумать, услышав такое имя. Девушка была настолько красива, что ее отец не мог представить себе мужчину, достойного назваться ее мужем. Красавицу держали в высокой башне, вокруг всегда была многочисленная охрана, а погулять ее отпускали только ночью, когда все спят. Потому-то и назвали ее Ночная Красавица.

Сл.9.

Но нашелся человек, который полюбил ее и сумел похитить. Они поселились в отдаленной лощине и были счастливы. Отец не смирился с потерей. Несколько лет со своими воинами обходил он землю, пока не нашел уединенное жилище. Его расправа была короткой и жестокой: ее заточили обратно в башню теперь уже как невольницу. И жизнь ей стала невыносима. В порыве отчаяния выбросилась Джубга из окна и разбилась о скалы.
Отца Джубги звали Инал. А у Агоя был сын Агрий. Этот юноша славился своей ловкостью, смелостью и мужественностью. встретилась Джубга с Агрием  полюбили друг друга сильно. Но кто-то рассказал о свиданиях возлюбленных суровому князю Иналу, тот приказал схватить Агрия и доставить к нему, а судьба Джубги вам уже известна . И вдруг именно в это время на племена напали чужеземные враги. Отцы вместе победили недругов Теперь на той земле наступил долгожданный мир и покой, и стали люди обоих племен вместе жить на берегу бухты, которую потом назвали Инал.
Но…Почти все время, кроме летних месяцев, на побережье льют дожди и дует ветер. Когда он проносится меж скал, раздается вой и свист. И тогда местные жители говорят, что это душа Джубги носится по долине в поисках своего любимого и стонет оттого, что не может его найти.

Сл 10. Лагонаки.

Люди,  живущие  в горах,  подобны горным орлам,    парящим высоко в небе. Они вольные птицы. Свобода для них дороже всего. Как нельзя удержать орла в неволе, так и свободолюбивых горцев нельзя превратить в покорных, заставить быть рабами..

Сл.11.

На берегах рек Цеце и Молочной неподалеку от истоков реки Белая в дружбе и согласии жило адыгейское племя абадзехов. Чтобы решить важные вопросы, собирались старейшины и джигиты. Вождем племени был мудрый и седовласый Фишт, у него был сильный, смелый и ловкий красавец сын Лаго.
У адыгов был обычай — в праздничные дни устраивать состязания и спортивные игры. Распоряжался их устройством Оштен — вождь одного из родов. У него была прекрасная дочь Накэ, красоте и веселости которой завидовали все в ауле. Во время соревнований среди юношей Накэ никак не могла оторвать глаз от Лаго. Вскоре они полюбили друг друга, родители одобрили их выбор, казалось, что это самая счастливая пара на все времена. Но судьба распорядилась иначе. Гонец прискакал в аул и рассказал, что на соседнее племя напали чужеземцы, и им необходима помощь. Разумеется, храбрые джигиты не смогли отказать своим соседям и поспешили уничтожать врага. Но не равны были силы. Могучего Фишта, который смело повел своих людей в атаку, убили, Оштен тоже оказался смертельно ранен, на помощь пришел юный Лаго. Но не заметил он, что врагов вокруг слишком много. От полученных ран он почти потерял сознание, но друзья не дали попасть ему в плен. Верный конь принес джигита домой, где Накэ с подругами перевязывала раны воинам. Отдав последний поцелуй любимой, он умер, а девушка, желая отомстить, надела его доспехи и бросилась в бой, увлекая за собой других воинов. Смелая Накэ погибла, но победа осталась за племенем адыгов. Влюбленных похоронили вместе на поле брани.

Сл.12

И стоят с тех пор в предгорьях Кубани седые горы Фишт с Оштеном и молодое нагорье Лагонаки. Но это всего одна из версий…

Сл.13. Чертовы ворота.

Эта зона отдыха (на территории Тисо-самшитовой рощи) организована на правом и левом берегах реки Западная Хоста перед ее слиянием с рекой Восточная Хоста. Далее уже рекою Хостой образуется каньон «Чертовы ворота», живописность которого не оставляет равнодушным никого. Он представляет и познавательный интерес.

Сл.14

С незапамятных времён в районе Чёртовых Ворот происходили какие – то странные, совершенного необъяснимые погодные явления. То неождиданно подует сильнейший ветер, то среди лета начнётся снежная буря, то случится сокрушительный обвал.А когда люди не могут понять какие – то события, то начинают приписывать их к сверхъестественным силам. Вот и стали говорить, будто водится здесь нечитсая сила, которая наняла Черта охранять тропу от людей, желающих пройти между двух скал-башен.Как увидит Чёрт – страж по дороге путников, так и создаёт им всяческие препятствия. Со временем люди стали сторониться этого, на первый взгляд, удобного перевала и выбирали другие, доступные тропы, в частности через перевал Трю. А природные аномалии, вероятно, и послужили поводом дать этой горе такое название – Чёртовы Ворота, а рядом есть перевал – Чёртова калитка.
Сл.15
Горный массив Чертовы Ворота подавляет своим величием, длинною в пять километров,  с высотой стен около трехсот метров  с огромным полукилометровым входом по середине. Чертовы  Ворота встают невероятным бастионом из альпийских лугов преграждая путь в  центр Кавказского заповедника и являются природным стражем этих мест. В районе «Чертовых ворот» вас поразит живописное каньонообразное русло реки Хоста с отвесными стенами высотой до 50 метров и шириной до 5 метров

Сл.16. Скала стариков.

Эта скала мрачной стеной поднимается над горной редкой Аше у ныне процветающего Второго Красноалександровского аула Лазаревского района города Сочи. Называется она так не случайно.

Сл.17

В давние времена у обитавшего здесь племени шапсугов существовал жестокий обычай — убивать пожилых, становящихся обузой для семьи и бесполезными для племени людей. Уповая на волю Аллаха, стариков сбрасывали со скалы собственные дети. Избранную для этого скалу называли Скалой стариков.
В ту пору в одном из приморских аулов жил  шапсуг Тахир. Был он когда-то и самым бесстрашным сыном племени, и отцом большого семейства. А потом все ушло в прошлое. Старшие сыновья один за другим погибли в неудачных набегах на соседние племена. Поседевшая от горя жена умерла. Остался Тахир на склоне лет с одним еще несовершеннолетним сыном Казбеком. Хотя юный Казбек любил отца и заботился о нем, Тахир видел в нем плохого наследника. Казбек не отличался ни силой, ни твердостью характера, ни отвагой, как его покойные братья. Скоро Тахир совсем постарел и стал таким немощным, что и за собой не мог как следует ухаживать. Обычай есть обычай. Он воспринимался как неизбежность и даже священный долг. Однако Казбек с грустью в сердце сколотил ящик, уложил в него отца и потащил на скалу.
Тяжела ноша, которую человек против воли тащит. Она становится непосильной при мысли, что тяжкая ноша не прибавит, а лишит последнего. С невероятным трудом взбирался на скалу Казбек — пыхтел, кряхтел, обливался потом. А на самом крутом подъеме он споткнулся о камень, и чуть было сам не скатился вниз. Казбек сказал:
— Я люблю тебя, отец. Ты один у меня. Без тебя никого не останется. Как жить одному, без мудрого совета старшего? Боюсь — не поднимутся руки столкнуть тебя в пропасть…
— Что же делать нам?
— Я спрячу тебя вон в ту пещеру, — предложил Казбек. — Буду к тебе приходить с пищей, от тебя возвращаться с советами. А в ауле пусть думают, что я сбросил тебя со скалы.
— Какой грех берем на себя перед Аллахом и людьми, — вздохнул Тахир. — Но, видит всевышний, единственный мой наследник еще так нуждается в моей помощи! Неси меня в пещеру, Казбек. Да смотри, не выдай тайну!..
— Не выдам, отец, — обещал Казбек. И он свято хранил тайну. Собираясь к отцу, говорил всем, что уходит на охоту. В ауле никому в голову не приходило, что это не так. Казбек был весел. В хозяйство у него все ладилось. И люди говорили:
— Как мудр Аллах! Стоило вовремя отправить одряхлевшего отца на Скалу стариков, и юный Казбек сделался настоящим мужчиной. Вскоре на аул шапсугов напали башибузуки. — Я знаю путь, которым можно выйти из ловушки и потом ударить разбойникам в спину.
Зная ум и сообразительность Казбека, предводители поверили ему. Следуя за ним, они увели население и воинов к Скале стариков, а затем с зажженными факелами углубились в никому не ведомую пещеру и скоро вышли на обширное плато. Оставив здесь жен и детей, шапсуги вернулись в родную долину со стороны моря. В западне очутились турки. Они были разбиты наголову. Когда на торжествах по случаю победы юного Казбека назвали спасителем племени, он смутился и сказал:
— Не я ваш спаситель. Все, что я сделал на состязании молодежи и в схватке с турками, я сделал по совету своего отца Тахира. Прожитые им годы сделали его кладом опыта и мудрости. Я воспользовался сокровищами этого клада, потому что вопреки обычаям не сбросил старого отца со скалы. Это отец, прячась в пещере, обнаружил проход на большое плато. Это он спас всех пас от гибели… На следующий день в долине под священным деревом белолистки собралось все население аула. Народное собрание решало, как поступить с Казбеком и его отцом Тахиром, которые нарушили обычай племени. После многих речей и бурных споров было решено — изменить отношение к старикам. Их перестали сбрасывать со скалы в пропасть, окружили уважением и почетом.

Сл. 18.

С тех пор у всех народов Кавказа воспитывается  почтительное отношение к пожилым людям, и слово стариков имеет силу закона. А название скалы осталось на века.

Сл.19. Мамедово ущелье.

Мамедово ущелье – необычайно красивая долина реки Куапсе в Лазаревском районе Большого Сочи. Происхождение названия ущелья  «Мамедово» связано с легендой об отважном адыге по имени Мамед, который пожертвовал своей жизнью ради спасения односельчан.

Сл.20

События эти происходили давно, в те далекие времена, когда на побережье Черного моря были аулы адыгов. Они были охотниками и прекрасными садоводами. На склонах гор на террасах выращивали адыги прекрасные сады, которые давали богатые урожаи. А лес щедро делился с адыгами ягодами, грибами, орехами и медом диких пчел.
Мирную жизнь адыгов нарушали нападения турецких разбойников, которые грабили аулы, а людей увозили для продажи на рынках рабов Турции и Ближнего Востока.
Однажды мужчины аула, в котором жил старец Мамед, отправились на торжество в соседний аул. Турецкие разбойники прознали, что  в ауле остались старики, женщины и дети и решили совершить на аул разбойное нападение.
Увидев высадившихся на берег Черного моря пиратов, Мамед посоветовал жителям аула со всем домашним скотом и скарбом уходить в горы. Сам он решил задержать разбойников, что бы выиграть время, за которое  его односельчане смогли бы уйти в горы как можно дальше.
Когда разбойники пришли в аул и увидели опустевшее селение, в котором остался лишь один старик, они пришли в ярость и стали требовать у Мамеда, что бы он указал место, где спрятались его односельчане. Однако, несмотря на пытки, которым разбойники подвергли старика, он не сказал ни слова.
Протянув время, Мамед сделал вид, что пытки сломили его, и он согласен стать проводником разбойников и указать место, где находятся жители аула со всем своим добром.
Разбойники обрадовались и, выстроившись в цепь, двинулись вслед за стариком по узким горным тропам. Поднимаясь в горы все выше и выше, разбойники не сразу поняли, что старик ведет их по тропам, по которым не смогли бы пройти женщины с детьми, старики и домашний скот. Только когда тропа стала совсем узкой, проходя по самому краю обрыва, на дне которого шумела горная река, разбойники поняли, что старик их обманул.
Стали они истязать Мамеда, требуя, что бы он вывел их обратно. Но гордый старик только стонал от пыток, не проронив ни слова. Обезумевшие от страха и злости разбойники замуровали Мамеда в небольшой пещере в покрытой мхом скале.

Сл.21

Выбрались ли разбойники обратно, легенда умалчивает, но вот негромкий гул, который издает временами скала в верховьях реки Куапсе, местные жители до сих пор считают стонами храброго старика Мамеда, заживо замурованного в эту скалу в ущелье.В честь героя - адыга названо ущелье и многие объекты, которые находятся в этом ущелье. Несмотря на то, что с названием ущелья связана не очень веселая история, посещение Мамедова ущелья оставляет только положительные эмоции, прекрасные воспоминания и сотник фотокадров, запечатлевших неповторимую природу  и историю Кавказа.

Сл.22. Гора Монах.

Гора Монах (Адыгея) расположена на северном краю села Хамышки

Сл.23

легенда, которая гласит, что в прежние времена в пещерах горы поселились монахи. Они мирно жили в горах, пищу собирали себе в горах и лесах. А внизу, под горой, в глинобитных саклях жили люди, мирские. Они пасли скот, ходили на охоту, возделывали пашни.
Все было бы хорошо, но полюбил монах прекрасную девушку из адыгейского селения. Монах нарушил данный им обет, но суровые законы гор всегда соблюдались жителями селения, превыше всего для них была честь рода. Разгневавшись на монаха за недостойный поступок, люди приковали несчастного к горе и заставили вырубить в камне свое лицо, чтобы впредь оно напоминало людям о неприемлемости порочащих женщину действий.
С тех самых пор каменный лик несчастного монаха навеки обращен к людям как страж законов чести, чистоты и доверия человеческих отношений.
лицо на горе Монах

Сл.24

Но это лишь легенды, лицо, изображенное на горе, дело не человеческих рук, а результат долгого воздействия ветра и воды на песчаник. Вершина скалы плоская, а сама гора Монах является одним из отрогов хребта Азиш-Тау
С восточной стороны верхнего яруса скалы Монах располагается пещера Джоласа, названная в честь врача, скрывавшегося в ней в годы Великой Отечественной войны.

Сл.25. Родник Инсурен.

Эта легенда связана с одним местечком между селами Михайловский перевал и Возрождение. Там, у подножия горы Тхачегочук, название которой переводится как "Гора богов" расположен комплекс для путешественников, который местные жители окрестили "Наташа".

Сл.26

по мотивам древней легенды была создана поэма. Удивительно, что и сама поэма стала уже легендарной. Поколение за поколением передают ее из уст в уста. Меняются строфы, забываются одни четверостишья и сочиняются новые. Но суть остается неизменной. Это история о злодее по имени Турбале Кале и девушке Инсурен.

Однажды днем Турбале Кале,
Любуясь прелестью окраин,
Увидел с горной высоты
Пастушку дивной красоты.
Стройна, как серна, и легка
Она пленила старика.
"Самим Аллахом этот дар
Как будто послан", – думал хан.
И слугам приказал не медля
К нему горянку привести.
"Женою стань мне, Инсурен,
Любимою, на зависть всем,
Не будет у тебя печали".
Горянка хану отвечала:
"Ты счастья не найдешь со мной,
Не буду верной я женой.
Твоих морщин густая сеть
Страшней мне, чем любая смерть".
Дерзкие слова девушки оскорбили вельможу, и он сказал: "Раз ты не хочешь жить со мной, то узнаешь, что такое смерть!". И повелел закрыть девушку в гробнице, чтобы после собственной кончины владеть ею в загробном мире. Слуги хана схватили ее и повлекли к дольмену, приготовленному для упокоения богача, а он прокричал ей вслед:
 "Мы встретимся в стране теней!".
Инсурен отвечала ему:
"Моя любовь всего сильней
Позора пыток и огня,
Люблю другого нежно я.
Он молод, храбр, хотя и беден,
Не вынесу я с ним разлуки
И унесу в могилу муки".
Девушку замуровали в могильнике. Ночью пришел ее возлюбленный с друзьями-кунаками и освободил свою невесту. Вместе бежали они прочь подальше от владений злодея. Хан узнал о побеге и выслал погоню. Устав в пути, беглецы остановились на вершине горы, а Инсурен спустилась к роднику, чтобы набрать воды для своих спасителей. Когда кувшин был уже почти наполнен, горный ворон принес страшную весть. Между слугами хана и командой ее любимого произошла битва, жениха смертельно ранили. Душа девушки была переполнена страданиями, как кувшин водой, силы покинули ее, сердцем она почувствовала, что не успеет увидеть любимые глаза, в этот самый миг она побелела и окаменела на месте. Из опрокинувшегося кувшина и по сей день льется вода.

Сл.27.

Скорее всего, уже в наше время появилось поверье, что вода из кувшина Инсурен обладает особенными свойствами. Правда, местные жители стали называть ее Наташа, это имя больше понравилось русскоязычным жителям тех мест. Но вера в чудесные свойства воды распространилась между представителями самых разных культур. Жених и невеста едут к статуе Наташи-Инсурен и пьют воду из кувшина для того, чтобы брак был долгим и счастливым. Принято считать, что из кувшина льется вода верности. Вы, конечно, можете не верить, но многие из тех, кто пил ее, так и не смогли позволить себе легкомысленного поведения.

Сл.28.Бигуисские водопады.

Про Пшадские водопады местные жители рассказывают разные легенды. По одной из них, ночью, на закате, появляется пшадская дева, которая манит к себе людей, гипнотизируя их, а потом сталкивает с водопада. Считается, что когда-то она потеряла своего возлюбленного и с тех пор губит всех мужчин. Для туристов на Пшадских водопадах есть один маленький обряд. Отдыхающим необходимо принести небольшой дар богу леса и скал водопадов. Возле большой сосны оборудован алтарь, куда можно положить что-нибудь из провизии.
При въезде в Геленджикский район со стороны по правой стороне от трассы видна самая высокая в тех окрестностях гора Бигиус (её называют также Гебеус, но письменности у адыгов в давние времена не было, и название поселенцы произносили по-разному). С вершины этой горы тремя ступенями низвергается, образуя водопады, река Тешебс.

Сл.29

Рассказывают, что некогда в тех местах жил один вельможа, отец трех дочерей. В давние времена судьба женщины на Кавказе была полностью в руках мужчины: сначала отца, затем мужа. А браки заключались порой по расчету. Чуть повзрослев, девушки дали клятву, что не выйдут замуж без любви. Но в назначенное время отец присмотрел для них богатых и влиятельных женихов. Женихи не понравились девушкам, и они присмотрели для себя тех, с кем навсегда решили связать свою судьбу. Рано утром, когда все еще спали, они бежали от отца со своими избранниками. Заметив пропажу, вельможа отправился с погоней, которая вскоре стала настигать влюбленных. Тогда старшая дочь сняла со своих волос гребень и бросила на землю со словами: "Матушка земля, спаси нас от погони, ведь мы бежим от отца ради любви!". Мгновенно на пути у погони появился густой лес, который, однако, ненадолго задержал их отца. Средняя дочь сняла с себя пояс и с теми же словами бросила его на землю. На пути у погони образовалась река. Но отец со своими слугами переправился через реку и стал вновь настигать беглецов. Младшая дочь обратилась к земле с просьбой о помощи и бросила кольцо. Каменная стена встала на пути их отца. Он подошел к стене. Сначала ярость наполняла его сердце, но потом он понял, что из-за поиска выгоды навсегда потерял своих дочерей. И горько заплакал у скалы, с которой падала река, от скорби сердце его занемело, и он превратился в камень.

Сл.30

Но это не конец истории. Как много на свете разочарованных женщин! Услышав легенду о трех сестрах, они стали набирать воду там, где проглядывается профиль горца в скале, слева от третей ступени водопада. И назвали этот водопад "Мужские слезы". Cтали говорить, что стоит только дать испить этой воды любимому мужчине, то он будет плакать, если в чем-то провинился перед своей женщиной.

Сл.31. Спящий черкес и озеро Чеше.

Гора Чрногор. Находится на землях Апшеронского лесхоза. Юго-западный склон плато Черногорье венчается протянувшейся на многие километры скальной стеной, которая в одном месте прерывается глубоко врезанной в плато Агуловой балкой.

Сл.32

В этих местах существует легенда – быль о мужественном нарте-богатыре, черкесе-воине до последнего сражавшегося за свою землю. Он лежит в ледяной пещере горы Фишт в одежде черкесского воина, напоминая потомкам о тяжелых временах его народа. Охранять нарта поручено одному из древних адыгейских племен и войти в пещеру без разрешения рода никому не позволено. Высота «Черкеса»  над уровнем моря 1757м, а озеро находится в карстовом углублении, на высоте 1625м. Его размеры: 68м в длину и 40м в ширину.
Озеро Чеше
Находится в южной части массива Черногорье, на территории Апшеронского района. Несмотря на небольшие размеры (68 м. в длину, 40 м. в ширину), озеро очень живописно. Оно находится в карстовой воронке. В озеро не впадает и из него не вытекает ни один ручей. Питание только за счет атмосферных осадков. Самое загадочное, и до сих пор не изученное явление, в том, что глубина озера постоянно одинаковая и не зависит от времени года или погодных условий.Попасть к озеро не просто, особенно летом: лианы, крапива, камни.

Сл.33

Если смотреть на возвышенность Черногор из поселка Отдаленный, то можно разглядеть в очертаниях образ лежащего человека. В рельефе отчетливо прорисовывается папаха, глазные углубления, острый нос, губы и подбородок – силуэт явного представителя черкесского населения.

Сл.34. Краснодарский край.
В.Г.Ассовский  сказал замечательные слова: «Время стирает в пыль камни, растворяет в небытии цивилизации, только мифы и легенды бережно хранятся людьми и передаются из поколения в поколение». А природа остается неизменна и радует нас своим величием, своей загадочностью и красотой.
Презентация основана на книге Печёрина Л.А. Памятники природы Кубани: научно-популярные очерки.-Краснодар,:Перспектива образования,2012.-160с.: ил.
ЖИЗНЬ, ХАРАКТЕР И ДУХОВНЫЙ СКЛАД НАРОДА НАИБОЛЕЕ ЯРКО ПРОЯВЛЯЮТСЯ В ПРЕДАНИЯХ И СКАЗАНИЯХ, СОЗДАННЫХ ЭТИМ НАРОДОМ. А НЕРЕДКО В СКАЗАНИЯХ И ЛЕГЕНДАХ СОДЕРЖИТСЯ НЕ ТОЛЬКО НАРОДНАЯ МУДРОСТЬ, НО И НАИБОЛЕЕ ВАЖНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ. ОСОБЕННО ЭТО ВАЖНО ДЛЯ НАЦИЙ, ПОЗДНО ОБЗАВЕДШИХСЯ СОБСТВЕННОЙ ПИСЬМЕННОСТЬЮ. ОТ ДРЕВНИХ АДЫГОВ ДО НАС НЕ ДОШЛО ПИСЬМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ – ТЕМ ЦЕННЕЙ ИХ ПАМЯТНИКИ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА. СКАЗАНИЯ, ПРЕДАНИЯ, ЛЕГЕНДЫ БЕРЕЖНО ХРАНИЛИСЬ МУДРЫМИ СТАРИКАМИ-СКАЗИТЕЛЯМИ И ЛИШЬ В XIX ВЕКЕ БЫЛИ ДОКУМЕНТАЛЬНО ЗАПЕЧАТЛЕНЫ ПЕРВЫМИ СОБИРАТЕЛЯМИ ФОЛЬКЛОРА. ОДНИМ ИЗ ВЫДАЮЩИХСЯ ЯВЛЕНИЙ В КУЛЬТУРЕ АДЫГСКИХ НАРОДОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАРТСКИЙ ЭПОС,

Сл. 35

Кубанские легенды и сказания— это увлекательные рассказы о горячей любви и духовной красоте, об отваге и преданности ... Чтобы помнить и не забывать историю родного края, мы предлагаем начать изучать ее вместе с нами. Наверняка каждая семья хранит предания и легенды, интересные истории, которые когда-то рассказали бабушки, дедушки, мамы или папы.
История кубанского казачества  и адыгов насчитывает более двух сотен лет. Но традиции, заложенные предками, живут до сих пор. казаков считалось за правило: куда бы он ни ехал по делам, в гости, никогда не брал еды ни для себя, ни для коня. На хуторе, в станице у него обязательно находился дальний или близкий родственник, кум, сват, деверь или сослуживец, а то и просто житель, который  его приютит.На постоялых дворах казаки останавливались в редких случаях. К чести казаков, этот обычай и в наше время не претерпел особых изменений.
Природа Кубани — олицетворение красоты и гармонии мира,  способствующее   нравственной   основе  любого характера. Будьте же в нём человечны и милосердны.
Терпению и выносливости учили своих сыновей и черкесы. Существует такая легенда. Путник, которого ночь застала в дороге, попросился на ночлег в дом на окраине аула. Как и положено, хозяин пригласил путника в дом, накормил и уложил спать. Весь следующий день гость отдыхал, хозяин развлекал его разговорами. А когда стало темнеть, попросил сына принести свечу.
Мальчик вернулся  и остановился с лучиной возле двери (по обычаям, он не должен был присаживаться в присутствии старших). Отец, не обращая внимания на парня, степенно продолжил разговор. Свеча догорела, горячий воск уже стекал по пальцам  мальчика, но он терпеливо, стиснув зубы, ждал, когда отец обратится к нему. Все это время гость недоуменно поглядывал то на одного, то на другого.  Когда в комнате запахло паленым мясом, он все-таки не выдержал и обратился к хозяину:- Разве тебе не жалко парня, скажи, чтобы он потушил свечу! На что отец невозмутимо ответил:- Жизнь пошлет ему и не такие испытания, и он должен быть готов к ним. Если он не способен вынести такой мелочи, какой же он мужчина? Пусть терпит!

Сл.36

Про всякого человека клад захоронен, только надо уметь брать клад. Неверному человеку клад не дастся Пьяному клад не взять. Со скоромными мыслями к кладу не приступай, ибо клад себе цену знает.» Н. К Рерих, "Избранное".Природа Кубани по истине клад!!!
И только нам надо сохранить её для будущих поколений, как это делали предки, знать и сохранить так же легенды народов Кубани!
Люди! Остановитесь  хотя бы на мгновение, отбросьте повседневную суету, посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест кубанских трав, песнь ветра, птичий оркестр, голос речной волны,   полюбуйтесь  утренней   зарёй,   возвещающей рождение нового дня.
 Живые, трепетные, яркие картинки учат любить и хранить хрупкий мир матушки — природы, открыто и бескомпромиссно вставать на защиту каждой росинки, зелёного листочка, гибкой веточки, трепещущей паутинки.



Источники.
http://constitutions.ru/?p=2732 история адыгов в мифах и легендах
http://www.kuban.aif.ru/politic/1075904 казаки и черкессы: история дружбы.
http://nvkmoug2.narod.ru/kuban.html Природа Кубани в поэзии, музыке, живописи.

Край казачий, край Адыгов,
Корни крепко сплетены,
И под этим южным небом
Мы с тобою рождены!

Всю любовь к родному краю
Я в легендах повторю!

Слайды к презентации.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13
14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24
25
26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Популярные сообщения

ВОЗМОЖНОСТЬ УЙТИ - ЭТО УЖЕ ПОВОД, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ

получайте бесплатно обновления блога


Постоянные читатели

ПОДПИСКА на новости блога В ВК